ИНТЕГРАЛЬНАЯ ЙОГА Шри Ауробиндо. (1872 - 1950) (издано в России в 1992г) (отдельные выдержки) «Субстанция и бытие – одно и то же. В мироздании они могут быть рассмотрены как две стороны Духа. В Верховном Бытии три Его стороны едины. Существование есть сознание, сознание – есть блаженство. Это – неразделенная СатЧитАнанда. Они же образуют три наивысш х плана проявления Всевышнего Источника Сат-Чит-Ананду. Всевышнее Существование, Сила Всевышнего Сознания и Блаженство Всевышнего Восторга Бытия находятся далеко за пределами обычного человеческого сознания и опыта». «Ум, Жизнь, Материя - это осознанные силы эволюции, хорошо известные нам. Сверх-Разум и тройной аспект Сат-Чит-Ананды – это секретные первопричины, которые еще не вышли вперед и которые еще должны будут осознаны в формах проявления. Мы знаем их только намеками и частично по фрагментарному жействию, еще не отделенному от низших движений и потому нелегко узнаваемому. Духовные планы между умом и над-разумом опустились давно. Это не означает, что они доступны каждому или развились везде в их полной силе, а только, что их можно считать присутствующими здесь среди нас … Что касается Сверх-Разума, то он может опуститься, но еще не снизошел. Следующая ступень восхождения включенного в человека сознания будет взята под давлением сил супраментального плана: СверхРазум появится в земном проявлении. - СверхРазумное нисхождение изменит земное Сознание? Нет плана преобразовать все земное сознание – просто ввести сверх-разумное начало везде, а оно преобразует тех, кто может получить и вместить это. Именно СверхРазум мы сейчас должны опустить вниз, проявить его, осознать его. Все же более высокие планы, еще более высокие, чем он, осознать невозможно на теперешней стадии эволюции … Человек – социальное животное. Есть жизненная солидарность и умственная солидарность. Вы никогда не сможете изолировать себя … Есть степень совершенства и преобразования для индивидуума, которую он не может осуществить до тех пор, пока все человечество не достигнет определенного развития. Это не значит. Что нужно ждать, пока все сделают это, но дело в том, что все должны достигнуть определенного уровня, откуда кто-то из людей может сделать прыжок и идти дальше вперед. Итак, эволюция не есть точно обратный процесс инволюции. Эволюция не есть возвращение назад, утончение, ведущее к реабсорбции в Единое Непроявленное. Это постепенное погружение высших сил сознания в самою материю, ведущее к еще более великому проявлению Силы Всевышнего Сознания во Вселенной. В этом тайное значение земной эволюции и развития человека. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА ВО ВСЕЛЕННОЙ ОПРЕДЕЛЕНО, НО СВОБОДА ВЫБОРА – ПРИНЯТЬ ИЛИ НЕ ПРИНЯТЬ ЕГО – ОСТАЕТСЯ ЗА ЧЕЛОВЕКОМ. На Пути восходящей эволюции всякий свободен выбрать направление, которое он примет: подниматься быстро и круто к вершинам Правды Верховного Сознания или повернуться спиной к пикам, легко спускаясь в извилистые скитания рождений без конца.» ТРИ ГЛАВНЫЕ ЧАСТИ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ЙОГИ «В ходе эволюции душа для того, чтобы проявиться и обратить существо к Верховной Реальности, использует три динамические образа этой Верховной Реальности: Правда, Красота, Добро. Три Пути приближения к Верховному открываются перед искателем. Душа может пытаться достигнуть этого контакта главным образом через думающий ум, как посредник и инструмент. Второй подход, осуществляемый душой для прямого контакта, идет через сердце, это приближение через обожание или поклонение. Но для целей полного преобразования эти два подхода недостаточны. В третьем подходе бекорыстие в результатах трудов развивается путем постепенного освящения эгоистической воли и ее мотивов. Эго подчиняет себя некому высшему закону и существует только чтобы служить высшей силе и предлагать свою волю к действию Всевышнему. Эти три подхода, соединенные и действующие совместно, дают наиболее сильный эффект. Комбинация этих трех подходов создает условие для наиболее полных и сложных раскрытий к душевному свету внутри нас». « - Каков метод осознания теперь, когда сверх-разумное проявляется? Каждый может следовать своим путем, согласно его собственной натуре. Всегда есть склонность к одному пути более, чем к другому. … Огромная свобода действия оставлена за всеми, потому что Сознающая Сила модет выражатьсебя бесчисленными способами, и для совершенства и всеобщности проявления нет путей, заранее утвержденных. Хотя Путь общий для всех, каждый имеет свой собственный способ сдедовать по нему. Не всегда безопасно практически применять к себе то, что было написано для другого. Каждый занимающийся садхак - есть самостоятельный случай и не нужно пытаться формулировать какое-либо умственное правило и затем применять его жестко ко всем, кто практикует Йогу. У каждого занимающегося своя собственная практика – садхана, свои собственные трудности, свой личный путь следования. Его садхана между ним и Всевышним, и никто больше не участвует в ней.» АСКЕТИЗМ И СРЕДИННЫЙ ПУТЬ «Продолжительный пост может привести к возбуждению нервов, которе часто приносит яркое воображение и галлюцинации, принимаемые за подлинное переживание. Такие посты часто предлагаются виталическими существами, поскольку это вводит сознание в несбалансированное состояние, которое благоприятно для их желаний. Поэтому здесь их не рекомендуют. Посты не допустимы в ашраме, их практика более чем вредна для спиритуального становления. Правило, которому нужно следовать, положено Гитой, которая говорит: «Йога не для того, кто ест слишком много и не для того, кто совсем не ест». Нужно умеренное использование пищи, достаточное для поддержания здоровья и силы тела. Не нужно вкладывать слишком много неистовой силы, рвения и пыла в выполнение вашей программы, поскольку чрезмерность рвения вредна для мира и спокойствия. Путь, который тщательно избегает чрезмерных крайностей обязателен. Чрезмерной поспешности нужно избегать, нетерпение препятствует вам в прожвижении и в то же самое время инерция накладывает тяжелый груз на ваши ноги. Это- Срединный Путь, как назвал его Будда.» О РЕЛИГИИ «Религия – часть процесса развития человеческого сознания, того развития, которое должно вести человека к верховному осознанию. Религии основаны на вероучениях, которые являютсяспиритуальными переживаниями, спущенными до уровня, где их легче воспринять, но за счет утраты их всецельной чистоты и истины. Времена религий прошли. Религия – это всегда ограничение для духа. Если человек имеет спиритуальную жизнь независимо от умственных конструкций и окружения, в котором он живет, тогда эта спиритуальная жизнь заставляет его пройти через религии и войти во что-то более высокое. Но его посвящение должно придти изнутри, а не быть формальным. Есть люди, которые должны обязательно выйти из религии, если они не хотят быть остановленными в своем развитии. Религиозные учения принадлежат прошлому и останавливают развитие. Спиритуальное учение есть учение будущего, оно освещает сознание и подготавливает его к будущему осознанию. Спиритуальное учение выше религий и стремиться ко всеобщей Правде. Оно учит нас, как войти в прямой контакт со Всевышним.» ЧЕЛОВЕК НЕСЕТ В СЕБЕ ДОЛЮ ВСЕВЫШНЕГО СОЗНАНИЯ, ЗАВУАЛИРОВАННУЮ В НЕСКОЛЬКО ПОКРОВОВ. ДВЕ ЗОНЫ СОЗНАНИЯ – ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ. «Сейчас в распоряжении человека находится только внешняя зона сознания – та, о которой мы обычно осведомлены. Это пробужденное активное сознание. Внешнее сознание имеет поверхностные физическое, виталистическое и умственное проявления, согласно виду инструментов, которыми оно пользуется. Но за поверхностным проявлением сознания в человеке существует намного более великое, глубокое и сильное внутреннее сознание, которое находится в постоянном контакте со вселенскими планами Ума. Жизни и Материи. Вы выброшены наружу все время. … Внешнее сознание закрыто в телесном ограничении и в небольшом кусочке персонального ума и органов чувств, зависящихот тела. Оно видит только внешние объекты. Но внутреннее сознание может видеть за объектами, оно осознает игру сил, персональных или вселенских, поскольку оно находится в сознающем соприкосновении со вселенским действием.» СОЗНАНИЕ ИМЕЕТ В СЕБЕ СИЛУ ОТДЕЛЯТЬСЯ ОТ РАБОТЫ СВОИХ ИНСТРУМЕНТОВ. «Сознание по своей натуре не отделено от умственной и другой деятельности. Но оно может быть отделено, оно может быть развито. … Поскольку сознание развивается, эта сила отделения также развивается. Конечно, ум и внутреннее существо суть – сознание. Для людей, которые не проникли глубоко в себя, ум и сознание – синонимы. Только когда человек начинает более осознавать себя путем роста сознания, тогда можно видеть различные степени, виды, силы сознания: умственного, виталистического, физического, душевного, спиритуального. Человек может стоять сзади в своем уме-сознании и наблюдать умственную энергию, делающую, думающую и планирующую. Все самонаблюдения основаны на факте, что человек может разделить себя в сознании на то, что наблюдает и на то, что действует. Любой, кто наблюдает собственные мысли, чувства, действия, уже начал делать это. В Йоге мы делаем это разделение полным.» ЧЕЛОВЕК – ДВОЙНАЯ КОНСТРУКЦИЯ, ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ СУЩЕСТВО. «Часть нашей натуры, которую мы нормально осознаем есть наша внешняя персональность, состоящая из тела, поверхностного виталистического и поверхностного наружного умственного. Внутреннее скрытое сознание, которое влияет на нас и руководит нами без вашего знания этого, иногда рассматривают как наше внутреннее или истинное существо. Истинное внутреннее существо – истинное умственное, истинное виталическое и истинное физичесоке исполняют каждое свою роль на своем плане и отвечают центральному существу… - Это внутреннее существо – то же самое, что душевное существо? Нет. Внутреннее существо состоит из внутреннего умственного, внутреннего виталического и умственного физического. Душевное существо – самое сокровенное – лежит глубоко внутри и поддерживает все остальное. Поверхность – вся из радостных криков и шумных восторгов, протестов. Но во всех людях есть этот молчаливый Пуруша, основа истинного умственного существа, истинного виталического существа, истинного физического существа.» ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ТЕЛА ИЛИ СУЩЕСТВА Человек, принадлежа нескольким планам Вселенной, имеет в себе несколько тел, которые еще называют оболочками или существами. Можно выделить ряд тел, которые в человеке соприкасаются между собой через ряд промежуточных зон. Оболочки – просто термин для тел, потому что каждая накладывается одна на другую и могут быть сброшены. Так само физическое тело называют пищевой оболочкой, а ее сбрасывание есть то, что называют смертью. Внутренние тела имеют форму, но не находятся в трех измерениях, они – в других измерениях. Вы можете различать различные оболочки только посредством интуиции или через переживание, и тогда вы устанавливаете прямое знание этих оболочек. ОСНОВАНИЕ ВСЕХ ТЕЛ – ДУШЕВНОЕ СУЩЕСТВО Слово «душевный» может быть сказано о переживаниях, принадлежащих душе, как противоположности умственному, виталическому и физическому планам. Всевышнее всегда во внутреннем человеческом сердце и не оставляет его. Мы даем краткое наименование «душа» душевному центру нашего существа, месторасположению высшей правды нашего существования, тому, который может знать и проявить Правду Всевышнего. Человек в настоящем есть частично самоосознающая душа, подчиненная и ограниченная умом, жизнью и телом, которая должна стать полностью самоосознающей душой, хозяином своего ума, жизни и тела, не ограниченной их требованиями. Совершенная, самоосознающая душа должна распоряжаться и быть свободным владельцем своих инструментов. … … Душевное существо чаще всего не внутри нас. … У некоторых людей внешнее сознание так мало и ограничено. Так темно, что оно не в сосотоянии сохранить связь, не просто сознавая, а тесно соприкасаясь с душевным существом, которое выливается через край, не вмещается внутри обычного сознания и в этом смысле находится вне его. НЕРВНЫЕ ЦЕНТРЫ – ЧАКРЫ В физическом теле находятся центры состредоточения энергий, действующих в человеке. В современной анатомии эти центры называют ганглии, плексусы. … Сами центры – это сгустки, сложное сплетение нервных клеток и волокон. Они расположены в спинном мозге, симпатической и парасимпатической нервных системах. Чакры, находясь в физическом теле, распространяются в тонкое физичесое тело. Они становятся активными в курсе Йоги и соединяют бодрствующее сознание с более тонким, глубоким и высоким состоянием сознания. Чакры осуществляют связь внешнего и внуиреннего существа. Наиболее важны следующие семь чакр – снизу вверх: Муладхара – кресцовый центр в анусе, в самом нижнем конце спинного мозга; Свадхистхана – предстательный центр около половых огранов и простаты; Манипура – надчревный центр в пупке; Анахата – сердечный центр в солнечном сплетении; Вишудха – гортанный или горловой центр на уровне основания шеи; Аджна – каверновый центр между бровей; Сахасрара – верхний нервный центр в темени головы. КУНДАЛИНИ Кундалини есть скрытая сила, спящая в чакрах. Символ – змея с шестью капюшонами – это КундалиниШакти, святая сила, спящая в нижнем физичесокм центре. Которая пробуждается в Йоге, восходит в свете через открывающиеся чакры, чтобы встретить Всевышнее в высшем центре и таким образом соединить проявленное и непроявленное, объединить Дух и Материю. ВИТАЛИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО Виталическое есть существо страстей и желаний. Все волнения, депрессии, страхи, отвращения, ярость, все идет от виталического. Энергия, сила. Энтузиазм, артистический вкус, храбрость, натиск – тоже там. Это центр динамизма, активной энергии в существе. В виталическом находится чувство красоты и гармонии. Если мы знаем, как использовать его правильным образом, виталическое, обращенное и посвященное Всевышнему, становится смелым и неустрашимым, энергичным инструментом, который может победить все препятствия. … Оно может привести в действие все, построить и осуществить все, но оно может разрушить и испортить все. Эта чать в человеческом существе, которая, кажется, наиболее трудно поддающаяся обучению. Чтобы виталическое тело имело собственную форму, аналогичную нашему физическому телу, оно должно стать очень сильно индивидуализированным, очень сильно центрированным, организованным вокруг душевного центра. УМСТВЕННОЕ СУЩЕСТВО Ум действует, перерабатывая образы и идеи. Продукт его действия – мыслию он имеет различные способности: понятливость, память, волю, воображеие, способность рассуждать или рассудок. Умственное существо, как и душа, лишь едва внутри вас, но если вы думаете о чем-то, часть вашего ума немедленно приходит к вам.. Достаточно подумать о человеке для того. чтобы уже быть с ним, по-крайней мере частично, умственно. Если вы думаете сильно о каком-то месте, часть вашего ума располагается там. Ум не есть инструмент знания, но он может использовать знание для того, чтобы организовать действие. Формирование, организация действия и есть его истинная роль. Это ум приводит в порядок различные элементы вдохновения. Если бы он ограничивал себя единственно этой ролью, получая вдохновение сверху или из мистического центра в душе. Просто формулируя план действий … , он полностью бы выполнил свою функцию… Ум имеет все же и другое использование.когда вы находитесь в контакте с вашим умом, с разумным центром интеллекта, тогда чистый ум осуществляет полный контроль над всми виталистическими импульсами. Только ум должен служить более высокому идеалу, или Всевышнему Сознанию, а не быть удовлетворенным самим собой. Итак, есть две функции ума: он сила для организации и инструмент контроля. ДРЕВНЕИНДИЙСКОЕ ДЕЛЕНИЕ УМА НА СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ. Внутренний инструмент Антахкарана разделен старыми философскими системами на четыре силы: Читта, или базовое, умственное сознание, Манас, или чувственный ум, Буддхи, или думающий ум, рассудок и аханкара, или представление «Я», Эго. ЧИТТА – БАЗОВОЕ СОЗНАНИЕ Читта, базовое сознание, большей частью подсознательное, имеет явно или скрыто два вида действия. Одно - пассивное и воспринимающее, другое – активное и реагирующее, возвратное и созидающее. Фактически все действия ума или внутреннего существа поднимаются изэтой Читты … для нашей действующей умственности. Когда она получает толчок изнаружного мира или понуждается рефлекторной силой субъективного внутреннего существа, она вырабатывает определенные привычные действия, шаблон которых был определен нашей эволюцией. Одна изэтих форм действия есть эмоциональный км – сердце, как мы можем назвать это ради краткости. Наши эмоции суть волны реакций и ответов, которые поднимаются из базового сознания. Эмоции не повелительны, нет обязывающего закона нашего эмоционального существа, которому мы должны безысходно подчиняться. Мы не обязаны давать определенным толчкам в уме ответы печали или гнва, ответы ненависти и отвращения или симпатии и любви. Все это – только привычки нашей затронутой умственности. Они могут быть измененны сознательной волей духа, они могут быть запрещены. Трудная вещь избавиться от них, потому что велика сила прошлой привычки и особенно назойливой настойчивости виталистической части умственности, нервной жизни ума или психической Праны. МАНАС – ЧУВСТВЕННЫЙ УМ. То, что соответствует движению манаса , следует разделить на две отдельные части, помимо физического ума, Манас получает от физических ощущений и передает в буддхи, т.е. в ту или иную часть думающего ума. Он же получает назад от буддхи и отправляет мысль и намерение к органам ощущения и действия. МАНАС – ФИЗИЧЕСКИЙ УМ – БУДДХИ Внешняя зона смыкания манаса и следующего умственного уровня буддхи, рассудка образуют физический ум. Физический ум – та часть ума, которая имеет дело только с физическими объектами. Она зависит только от чувственного ума, видит только предметы и наружные действия, только из них делает выводы и не знает никакой другой правды до тех пор, пока не будет освещена сверху. Подлинный думающий ум не принадлежит физическому, это отдельная сила. Это думающий ум вырабатывает мысли, наружная умственность или физический ум дает им форму в словах. Дар полноценного словесного выражения мыслей сравнительно редок. БУДДХИ, РАССУДОК Можно различить три гардации действия этого думающего ума. Первая есть низшее воспринимающее понимание, которая просто берет, регистрирует, понимает и отвечает на сигналы, поступающие от ощущений, памяти, сердца. Этот ум не выходит за полученные данные, но подчиняет себя их шаблону или послушно следует за внушениями жизни, беря любые новые установления, которые предложены его восприятию и пониманию. За этим элементарным пониманием, которое мы все используем в огромных масштабах, есть приводящий в порядок и выбирающий рассудок и сила воли понимания, которые имеют цель подняться на благовидный, устойчивый порядок знания для использования интеллектуальной концепции жизни. Этот промежуточный рассудок действительно прагматичен в своем усилии. Он создает каркас, … правила, в которые он пытается ввергнуть внутреннюю и внешнюю жизнь… Это тот рассудок, который дает нашему нормальному интеллектуальному существу присущий нам набор этических и эстетических стандартов. Он высоко развит и первенствует во всех видах людей с полностью развитым умом. Но за этим есть третий рассудок, наивысшее действие буддхи, который имеет в себе незаинтересованное, беспристрастное отношение. Он стремится обнаружить действительную правду и правильное знание за жизнью и объектами и нашим видимым Я и подчинить свою Волю закону Истины.. Мало, кто может использовать этот высокий рассдок с какой-либо степенью чистоты, но попытка сделать это есть наивысшая способность внутреннего инструмента антахкараны. Буддхи действительно посредник между более высоким Правда-Умом, являющимся прямым инструментом Духа, и физической жизнью человеческого ума, развитого в теле. Когда переход к СверхРазуму имеет место, силы буддхи не погибают, но все должны быть преобразованы в их сверх-умственную изначальную сущность. АХАНКАРА, ЭГО Буддхи центрирует свое умственное действие вокруг Эго, представления, что Я есть этот ум, жизнь и тело, или есть умственное существо, ограниченное их действием. Буддхи служит этому представлению о сущности Я. Самоидентификация души с Эго есть способ, которым Натура заставляет душу согласиться на ее действие в ограниченных условиях, развитых Натурой. Пока это продолжается, присутствует и самозаключение души в этих ограниченных и узких действиях ума, жизни итела… Эго-чувство отвечает на отдельное действие тела, индивидуальной жизни, ума, а Эго-мысль централизует в буддхи все действия персональности. Низшее понимание и промежуточный рассудок – суть инструменты желаний, опыта и саморасширения Эго. Для того, чтобы стать властелином своего существа, человек должен прекратить быть умственным, виталистическим и физическим Эго, поскольку они всегда – инструменты, находящиеся в подчинении умственной, виталической и физической Натуры. Когда высокий рассудок и воля развиваются, мы можем обратиться к тому, что внешние объекты означают для более высокого сознания. Эго может затем быть увидено, как умственное отражение Духа, Всевышнего, единого трансцендентного всеобщего сознания. Сознание, в котором эти вещи встречаются и становятся аспектами одного существования, принимает в себя их правильное соотношение и может быть затем высвобождено из этих физических и умственных покровов и оболочек. … Пока есть Эго, не может быть никакого свободного использования Душойсвоей индивидуальной жизни. Поэтому существенное движение Йоги – оттянутьсознание от внешнего Эго-чувства, которым мы идентифицированы с действиями ума, жизни и тела, и жить внутренне в Душе. СМЕШАННЫЕ ЗОНЫ Душевный Ум и умственная душа – это практически одно и то же. … Это соединение – ума, жизни и души – создает в нас чувственную душу желаний, которая есть главное препятствие для более высокого человеческого совершенства. Даже буддхи и Эго пересиливаются ею.. И все же подлинная эмоциональная душа, действительная душа в нас не есть душа желаний, но душа чистой любви и восторга. Но подобно остальному в нашем подлинном существе она может выйти только тогда, когда деформация, созданная жизнью желания, отодвинута с поверхности и не является более характерным действием нашего существа. - Что такое душа желаний у Шри Ауробиндо? Это то, что заставляет вас жить, действовать, двигаться. То, из-за чего Мир пришел к оживлению, что дает жизнь телу. Необходимо прежде всего обнаружить свое душевное существо и отождествиться с ним, и только после этого вы сможете заняться вашей душой желаний и убедить ее в ее глупости. ВОЛЯ – ВЕЛЕНИЕ ДУШИ И ЖЕЛАНИЯ Воля – есть выражение приказа, пришедшего из подлинного существа. Импульсы, действия, движения, которые случаются в человеке и не являются этим, есть выражение желания. КАЖДАЯ ЧАСТЬ В ЧЕЛОВЕКЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ПОСТАВЛЕНА НА СВОЕ МЕСТО Каждая часть в человеке должна быть отделена одна от другой и делать свою собственную работу, каждая должна получить в себя Правду из Души свыше. В обычном человеке все перемешано и нет ясного порядка. Но в Йоге человек начинает осознавать различные части и помещает каждую на ее собственное место для ее надлежащего действия под контролем высшего сознания ил даже под контролем всевышней Силы. ПЛАНЫ ВЫШЕ ГОЛОВЫ ИЛИ УМА Между думающим умом и СверхРазумом существует ряд зон, или планов сознания, в которых субстанция ума становится более и более освященными, мощными и широкими. Четыре ступени восхождения ведут от человека к СверхРазуму: возвышенный ум, озаренный ум, интуитивный ум, над-разум. СМЕРТЬ Душевное существо бессмертно и переходит от жизни к жизни, собирая эссенцию жизненного опыта и делая его основой роста в эволюции индивидуума через века. В момент смерти человеческие тела разъединяются. Некоторое время они могут пребывать на земле, но затем разлетаются в свои собственные сферы. Виталические и умственные тела могут какое-то время сохранять свою форму, но затем они сохраняются совсем. Хорошо сформированные тела живут дольше и сильно развитое душевное существо при новом воплощении может соединиться с ними снова. Развитие в физическом мире непостоянно и конечно: это рост, апогей, понижение, упадок и декомпозиция. Физический мир не умеет прогрессировать неограниченно. Но делающий йогу, осознавший душу, развивается до последнего вздоха, и после того, как покинет тело. ПЕРВЫЕ ДВИЖЕНИЯ ЙОГИ - Что следует делать. Чтобы подготовиться для Йоги? Если вы не можете отвергнуть всякое честолюбие, не прикасайтесь к этому. Это огонь, который обжигает. Вся амбиция, гордость и тщеславие исчезают из мыслей и чувствований, все поиски места, положения в обществе и престижа. Вся ложь должна быть отвергнута из речи, мысли и действий, все хвастовство, надменность и высокомерие. Простое, спокойное и непритворствующее стремление к Истине и восприятие ее ради Нее, а не ради какой-то выгоды. Для чего вам нужна Йога? Для приобретения силы? Внутреннего спокойствия? Или вы хотите этого ради Всевышнего? Только в последнем случае модно сказать. что вы готовы для Йоги. Первое условие – не иметь целью свой персональный интерес. Качества, нужные на первом месте, это – смелость, бесстрашие и упорство, и затем – сознание, что не знаешь еще ничего в сравнении с тем, что нужно знать, что смог сделать ничтожное, по сравнению с тем, что должно быть сделано. … Человек должен постоянно развиваться в свет и мир … Нужно сделать программой: «Всегда лучше! Всегда вперед!», и иметь только одну цель: узнать всевышнее, быть в состоянии проявить его. Упорствуйте, и то, что вы не можете сделать сегодня, вы сможете сделать завтра. - Что мы должны сделать, чтобы подготовиться узнать Правду и получить ее? Наилучшая вещь – это начать различать в себе источник всех своих движений, тех, которые приходят из света правды и тех, которые приходят из старой инерции и заблуждения, чтобы принимать только первые и отвергать вторые. … Для начала можно установить общее правило: все, что склоняется к дисгармонии, беспорядку и инерции, идет от заблуждения, и все, что благоприятно единению, гармонии, порядку и осознанию, исходит из Правды. Это только краткий совет о том, как сделать свои первые шаги на Пути. НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЙОГИ КАЧЕСТВА ХАРАКТЕРА … Искренность, смелость, дисциплинированность, выносливость, абсолютная преданность Всевышней Работе и неуязвимая вера во Всевышнюю Милость. Все это должно сопровождаться поддерживаемым, горящим и упорным стремлением и неограниченным терпением. Пять психологических совершенств, как пять лепестков цветка, это – искренность, вера, преданность, устремленность и терпеливость. ИСКРЕННОСТЬ Первейшее среди пяти – искренность. Если нет искренности – нельзя продвинуться ни на полшага. Но это качество можно назвать другим словом – прозрачность. Это такая особенность человека, при которой душу видно через глаза. Искреннее сердце ценнее любой самой могущественной силы в мире. Быть абсолютно искренним – значит не иметь разделения, противоречий в своем существе. Все разделения в существе – это неискренность. Величайшая неискренность – рыть пропасть междутелом и правдой вашего существа. Когда бездна отделяет подлинное существо от физического, Натура чувствует это немедленно, посылая все виды враждебных предложений. Не знать свою ошибку есть всегда знак неискренности, спрятанной где-либо. …Когда виталическое соглашается сотрудничать – что само по себе есть большой шаг – даже тогда где-то внизу прочно укрыто ожидание благоприятного результата, хоть какую-то пользу из того, что делается, и это полностью вуалирует искренность, поскольку это желание эгоистично. Источник искренности, воли и настойчивости – в душевном существе. Обычно они начинают оформляться в более высоких частях ума, но, чтобы им быть эффективными в конце концов часть виталического должна ответить. Интенсивность нашего намерения идет оттуда, и сила воли для осуществления зависит от ее контакта с виталическим. ВЕРА В человеке заложен Всевышний Дух, и мы должны для целей Йоги иметь веру в это, а затем мы обнаружим, что наша вера оправдана возрастающим переживанием этого и все большим самосознанием. Можно использовать другое слово: доверие. Вера очевидна и несомненная безо всяких доказательств. Вера есть нечто более цельное, чем доверие. Вера ведет прямо к переживанию. Вера – есть чувство во всем существе сразу. Убеждение есть нечто, что идет от головы, это чисто умственное. Пока вы не добавите к вашей вере всеобщего и полного доверия ко всевышней Милости, у вас будут трудности. - Как усилить веру? Через стремление. Возможно, для интеллектуалов труднее иметь веру, чем для тех, у кого простое искреннее и прямое сердце и нет интеллектуальной запутанности. Но я думаю, что если интеллектуальная личность имеет веру, тогда эта вера становится очень мощной и может действительно творить чудеса. Чтобы внутреннее пламя веры разгорелось, его нужно питать, бросать в него все грехи, от которых хотят избавиться, все, что задерживает продвижение, что затемняет путь. Умственная вера недостаточна, она должна быть дополнена и усилена виталической и даже физической верой. ПРЕДАННОСТЬ Преданность прекрасна, но если она не сопровождается другими качествами, она может развиваться неправильно. Поэтому преданность должна сопровождаться другим движением – благодарностью. Это чувство благодарности, что Всевышнее существует, эта преисполненность благодарности, полная изумления, которая наполняет наше сердце возвышенным восторгом. УСТРЕМЛЕННОСТЬ Устремленность может быть определена еще как смелость. Это смелость, которая захватывает вас полностью и бросает без расчета, без возможности возвращения в великую авантюру открытия Всевышнего, авантюру встречи с Ним. И вы бросаете себя в нее не оглядываясь назад, ни минуты не спрашивая себя: «Что будет?». Если вы будете спрашивать, вы никогда не отправитесь, вы останетесь на земле, боясь оступиться. Если вы не в состоянии встретить трудности без страха, вы не уйдете далеко. ТЕРПЕЛИВОСТЬ Наиболее материальная форма терпеливости – это стойкость или упорство. Пока вы не решите начать то же самое в сотый раз, если понадобиться, вы никуда не дойдете. Человек не может говорить близка ли победа. Нужно идти вперед ровно, не думая о близости или отдаленности победы, закрепившись на цели, без волнения, когда кажется, что она снова отдаляется. Не имеет большого значения, если это требует времени: нужно приготовиться сделать всю жизненную работу поисками Бога. Йога должна быть постоянным непрерывным делом, чем-то, что никогда не поникает, не ослабевает, не уменьшается. Если вы забываете и расслабляетесь, вы не можете делать Йогу. Итак, пять добродетелей или пять психологических совершенств: искренность или прозрачность, вера или доверие, преданность или благодарность, устремленность или смелость, терпеливость или упорство. Для каждого путь различен в деталях. Но искренность и упорство равно необходимы для всех. … Быть самопроизвольным, или спонтанным, означает не иметь персональной воли, а быть движимым Волей всевышнего. Но для тех, кто пока не достиг состояния мудрости, предпочтительно не быть спонтанным в ежедневных действиях, поскольку вы подвергаетесь риску превратиться в игрушку ваших импульсов и всех беспорядочных влияний идей. Во владениях Йоги очень точная, строгая самопроизвольность абсолютно необходима. Естественно, для этого в человеке не должно быть честолюбия, желания или чрезмерного воображения. Только тогда все существо собрано вокруг одного единственного центрального движения, только тогда человек может быть самопроизвольным. САМООТДАЧА … человек для того, чтобы делать Интегральную Йогу, должен принять решение полного предания себя Всевышнему. Другого пути нет, этот единственный. Конечно, когда Всевышнее для вас только слово или, по крайней мере, идея, а не переживание, все это остается чисто умственным. Но если человек искренен и повторяет усилие, однажды приходит переживание, и человек чувствует, что подношение делается чему-то реальному, осязаемому, конкретному и благотворному. Невозможно стать, как дитя, отдающим себя полностью до тех пор, пока душа не станет сильнее виталического. Это душа вышедшая вперед, приносит силу самоотдаче. Перестройка повседневного поведения. Материальное состояние должно быть вам безразлично. Придавать значение материальному комфорту и направлять свои желания на потребности – это самообман, который только дает вашему телу иллюзию еще большего удобства. Жить в постоянном развитии. Всегда говорите себе: нет ни минуты в жизни, нет обстоятельств в моем существовании, которое не может дать случая, для развития. Даже по дороге наблюдайте, используйте каждую минуту для развития, тогда вы сможете каждую минуту что-то узнать. Пережить красоту. Даже слово идиота может вас натолкнуть на истину.. Если вы смотрите на жизнь таким образом, она становится чем-то чудесным. Это единственный способ сделать ее интересной. Жизнь на земле создана быть полем для развития. Скука и развлечения. Когда человек не развивается, он впадает в скуку и монотонность. Когда вы скучаете, вы теряете время, которое предназначалось для развития. Если когда вам скучно, вы сделаете маленькое усилие в себе, если скажете себе: ну, что же это я, что мне следует узнать? какова та слабость, которую я должен преодолеть? та инерция которую я должен победить? – в следующую минуту вы уже больше не скучаете. Вы немедленно получите интерес. Пустые книги, пустые разговоры и состояния сознания. Когда вы читаете книгу, в которой сознание очень низко, это усиливает ваше подсознание и несознание, это препятствует вашему сознанию подняться вверх.. Это происходит обязательно, но некоторые люди даже не замечают, что их сознание опустилось очень низко. Если вы ведете разговор типа сплетен, вы не даете вашему сознанию полностью подняться. Те, кто хотят подняться, имеют уже достаточно трудностей и без поисков внешнего одобрения в разговорах. Сплетничание ведет вас к деградации, и если вы хотите делать Йогу, вы должны воздержаться от этого. Есть состояние сознания, в котором простой разговор, который принуждает вас оставаться на уровне обычной жизни, вызывает у вас головную боль, выворачивает желудок и, если он будет продолжаться, может вызвать у вас лихорадку. Есть состояние сознания, в единении со Всевышним, в котором вы можете наслаждаться всем, что читаете, что наблюдаете, даже наиболее посредственные книги. Можно читать так, что все рано будешь оставаться в контакте с всевышним. Вы можете слушать плохую музыку, даже музыку, от которой хочется убежать, и все же можете из-за того, что за ней наслаждаться ею. Вы не теряете возможности делать различие между хорошей и плохой музыкой, но вы проходите в то. Что она выражает, поскольку нет ничего в мире, что не имеет первичной правды и поддержки во всевышнем. Это состояние требует годы для своего достижения. Есть однако промежуточное состояние, через которое необходимо пройти, в котором вы обрезаете связи между собой и всем, что вы не хотите слышать или видеть. Вы должны быть бдительны. Лень. Если у вас тамасическая натура, вы должны напрягать ваше сознание, вашу волю, вашу энергию, встряхнуть себя немного. Если лень удерживает вас от совершения чего-то, вы должны сделать немедленно что-то более трудное. Серьезность и бодрость. Нет необходимости все время иметь серьезное лицо и молчать, занимаясь Йогой, но необходимо принимать йогу серьезно. В ней внутренняя тишина и сосредоточенность занимают большое место. Нельзя все время выбрасывать себя наружу, если идти внутрь и встретить там Всевышнее – ваша цель. Но это не означает, что надо быть серьезным и мрачным все время. Не всегда, кроме того, веселость есть виталическое движение. Есть более глубокая бодрость, внутренняя улыбка счастья, которая есть спиритуальное условие бодрости. Страдания и печали. … все есть Бог. Если изменить состояние своего сознания и идентифицироваться со всевышним, это изменит саму структуру вещей, явлений, событий. Что казалось болью. печалью или несчастьем, человек начинает воспринимать, как благоприятную возможность для Всевышнего подойти ближе к вам. Нет ничего, что могло бы названо несчастьем. Все это есть та необходимость, которая изменит состояние вашего сознания. Что-то чрезвычайно болезненное, мучительное произошло с вами. Не впадайте в скотское состояние, не ищите забвения, не идите вниз в несознание В происшедшем идите до конца и найдите свет, который за этим. Для этого вы должны быть сильным и отказаться соскальзывать вниз. Пороки и грехи. Пороки – это просто выливание энергии в нерегулируемые каналы. Когда человек говорит: я плохой, я греховный – он всегда ослабляет себя. Нужно говорить спокойно: да, я имею дефекты, во мне есть недостатки, как и во всех человеческих существах, но они уйдут, если я искренне стремлюсь ко Всевышнему. Взаимоотношения с людьми. Если кто-то оскорбил вас, и вы начинаете вибрировать в тон этому гневу, вы чувствуете себя совершенно слабым и раздираемым. Но если вы сможете сохранить внутри себя полную неподвижность, которая отказывается воспринимать эти вибрации, вы сразу же почувствуете большую силу, и ничто не сможет взволновать вас. Если вы можете оставаться как стена, полностью не приводимым в движение всем тем, что другая персона щвыряет в вас, все это упадет обратно на нее же, не будучи в состоянии войти в вас. В обращении с людьми, вы должны адресовать себя к их душе, а не к телу, и более того, адресовать ко Всевышнему в каждом существе, и осознавать это. - Будучи далеко от Правды-Сознания, должен ли человек всегда оставаться безмолвным, даже если он, как индивидуум, должен принимать решение и давать мнение? Индивидуум должен принимать решения, чтобы жить. Но это не означает, что ему следует иметь еще и мнение. Это Неведение имеет мнение. Знание – знает. Суждения о других. Эго не имеет права судить, потому что у него нет правильного видения и правильного понимания. Только тихий, беспристрастный, все-сострадающий и все-любящий Дух может судить и видеть правильно силу и слабость каждого существа. Причина самой невежественной критики других, смешанная со всеми видами воображений, преувеличений, ложных интерпретаций есть одна из всеобщих слабостей. Это болезнь виталического, поддержанного физическим умом. Совершенно необходим отказ от этой чесотки виталического и полный контроль над речью… Помощь другому человеку. … чтобы учить других, единственно правильный путь – жить самому согласно этому новому сознанию и быть преобразованному им. ДУША И ЕЕ ПРОБУЖДЕНИЕ. Человек, поскольку он сейчас умственное существо, склонен придавать высшее значение думающему уму. Для глаза человеческого интеллекта сердце с его эмоциями и неисчислимыми движениями есть темная и изменчивая, часто опасная и вводящая в заблуждение сила, которую нужно держать под контролем рассудка, умственной воли и понимания. И все же, именно в сердце, а точнее - за ним, находится более мудрый мистический совет, который имеет прямое соприкосновение с Правдой и ближе к всевышнему, чем человеческий интеллект в его гордыне знания. Подлинная душа человека – в действительно невидимом сердце, спрятанном в светлых глубинах натуры. Там пребывает маленькая искра Всевышнего, которая поддерживает всю темную массу натуры, а вокруг искры растет душевное существо, формирующаяся душа или реальный человек внутри нас. Именно по мере того, как это душевное существо в человеке растет, человек начинает все более осознавать свою душу, прекращает быть верховным животным и все более пробуждается к проблеску божественности внутри себя. Душевное превращение – это становление человека душевным существом из существа умственного, каковым он сейчас является, это превращение его из существа, которым командует ум, в существо, руководимое душой. Превращение есть отвращение всего существа от низких вещей и поворот к Всевышнему.